Dune II: The Building of a Dynasty — одна из первых стратегических игр в реальном времени. Её часто называют первой игрой этого жанра, однако это не так — первой является Stonkers для ZX Spectrum (1983). Однако появление Dune II существенно повлияло на развитие жанра и его популярность.
На платформах Commodore Amiga и Sega Genesis, а также на PC в Европе игра вышла под названием Dune II: Battle for Arrakis («Битва за Арракис»).
Цифру 2 в названии игра получила из-за того, что создание игры по мотивам Дюны Фрэнка Герберта издательская компания Virgin Interactive поручила двум независимым разработчикам: Cryo Interactive (Франция) и Westwood Studios (США). Игра от Cryo вышла первой, и продукт Westwood Studios автоматически получил второй номер в названии.
Игра стала чрезвычайно популярной благодаря нестандартному на то время игровому процессу, качественному графическому и звуковому оформлению, а также благодаря тому, что для полноценной игры не требовалось знания фильма или книги. Всё, что нужно знать, игра рассказывала на месте. Многие моменты упрощены или опущены. В частности, экзотические имена, присущие оригинальному роману, заменены более простыми; ни один из героев романа вообще не фигурирует в игре. Формально от романа остался только сеттинг.
Арракис, в просторечии Дюна — планета с суровым пустынным климатом, важная лишь одним: в песках встречаются месторождения ценного вещества спайса (англ. spice, пряность). Игрок берёт на себя роль командира одной из трёх космических династий: Атрейдесов, Ордосов или Харконненов (англ. Atreides, Ordos, Harkonnen). Атрейдесы и Харконнены взяты из фильма; династия Ордосов придумана разработчиками. Задача — стать полноправными хозяевами Дюны; для этого нужно выиграть девять битв.
В начале игры есть только сборочная площадка (англ. construction yard), которая позволяет строить другие здания. Построив очиститель (англ. refinery), можно производить сбор спайса. Спайс превращается в денежный эквивалент, и на эти деньги можно строить новые здания и войска.
В песке встречаются песчаные черви (англ. Sandworms), которые привлекаются колебаниями поверхности и могут проглотить машину или подразделение. Уничтожить червей можно только в два этапа. После обстрела они исчезают (когда у них остается примерно половина запаса жизни), если играть очень долго, то они снова появляются на карте. После этого их можно опять-таки обстреливать и в конце концов убить. Однако битва чаще всего заканчивается раньше этого времени. С другой стороны, часто оправданно отдать на съедение червям самые легкие и дешевые машины, так как съев три-четыре любых движущихся объекта, червь насыщается и исчезает.
С каждой новой битвой в вашем арсенале появляются новые виды войск и зданий; лишь к восьмой битве вы получаете полный арсенал.
Династии различаются войсками. Ордосы полагаются на внезапность и манёвренность, Харконнены на военную мощь, Атрейдесы — «золотая середина». Вот полный список различий:
Атрейдесы
* не могут строить тяжёлую пехоту (англ. Troopers);
* высокотехнологичная машина — дешёвый и эффективный, но уязвимый звуковой танк (англ. Sonic Tank), в народе «соник»; Соники не восприимчивы к своему же оружию.
* супероружие — фремены (англ. fremen), коренные жители Арракиса, с которыми Атрейдесы заключили союз, — в случайном месте на карте появляется отряд улучшенной тяжёлой пехоты, которым игрок управлять не может, и выдвигается в наступление на противника.
Ордосы
* вместо трёхколёсных мотоциклов (англ. Trike) строят более быстрые, но и более слабые мотоциклы-рейдеры (англ. Raider Trikes);
* не могут строить ракетные установки (англ. Missile Launcher, в некоторых версиях Missile Tank);
* высокотехнологичная машина — ракетная установка Deviator, её ракеты заряжены газом, который временно делает вражеского солдата или машину своим;
* супероружие — диверсант (англ. saboteur), невидимый камикадзе, специализирующийся на подрыве зданий.
Харконнены
* не могут строить лёгкую пехоту (англ. Soldiers), трёхколёсные мотоциклы (англ. Trike) и махолёты (англ. Ornithopter);
* высокотехнологичная машина — сверхтяжёлый танк-возмездия «Разрушитель» (англ. Devastator); При наведении сам на себя детонирует, нанося урон всей технике и зданиям, находящимся поблизости, что однако делает его уязвимым перед девиаторами Ордосов.
* супероружие — мощная, но неточная ракета «Рука смерти» (англ. Death Hand).
В восьмой битве сражение идёт сразу с двумя династиями. В последней, девятой, против игрока сразу три базы: две противоборствующие династии и войска императора Фредерика. У императорских войск, сардаукаров, (англ. Sardaukar) также есть супероружие — та же «Рука смерти», что и у Харконненов. Кроме того, их пехота несколько мощнее.
Сложность прохождения за разные династии разная. Прохождение за Ордосов существенно сложнее, чем за Атрейдесов или Харконненов, поскольку отсутствуют ракетные установки (Missile Launcher), а ракетная установка Deviator сложна в управлении. В игре три разные анимированные концовки, по количеству воюющих сторон.
Структуры
Бетонная плита (Concrete Slab):
Тип: фундамент Вес: 1.469 кг
Материал: гравий/песочное основание
Броня: средняя
Плиты могут быть использованы как дороги или как фундамент, для постройки сооружений. Плиты не могут быть отремонтированны и если они повреждены, то должны быть заменены или уничтожены.
Стены:
Тип: оборонительная стена (Defensive wall)
Вес: 2.245 кг
Материал: гравий/песочное основание
Броня: средняя
Cтены могут использоваться для фортификации зданий и для обороны.
Как и плиты, стены не могут быть заменены.
Ветрянная "ловушка" (Wind Trap):
Тип: электростанция
Воороужение: отсутствует
Броня: легкая
Генераторы: Эcкорт 650hp EL-2A двойная турбина
Ловушка обеспечивает поселение водой и энергией. Большие трубы улавливают мощный ветер Дюны и преобразуют его в электричество.
Очистительная фабрика (Refenery):
Тип: промышленное строение
Вооружение: отсутствует
Броня: средняя
Вместимость: 1000 единиц пряной соли
Фабрика - это основа производства пряной соли на Дюне. Харвестер доставляет добытую пряную соль на фабрику, где она трансформируется в кредиты. Очищенная пряная соль автоматически распределяется среди хранилищ. Все фабрики снабжаются одним харвестером.
Хранилище пряной соли (Spice Silos):
Тип: склад
Вооружение: отсутствует
Броня: легкая
Вместимость: 1000 единиц пряной соли
Хранилища хранят очищенную соль. Когда очистительная фабрика завершает процесс трансформации, пряная соль автоматически распределяется среди хранилищ. Запомните, когда количество очищенной пряной соли превышает вместимость хранилищ, избыток будет потерян.
Наблюдательный радарный пост (Outpost):
Тип: военное/наблюдательное строение
Вооружение: отсутствует
Броня: тяжёлая
Возможности радара используются для военных целей. На экране включиться радар при завершение строительства поста. Пост необходим перед строительством любых военных подразделений.
Орудийная башня (Turret):
Тип: наземное орудие
Угол обстрела (вертикальный): от 0 до 20 гр.
Броня: тяжёлая
Дальность: 100 м
Вооружение: 105 мм орудие
Стационарная пушка стреляет бронебойными снарядами на близком расстояние в любую сторону. Пушка обслуживается одним командиром, который управляет наведением и стрельбой. Пушка автоматически стреляет в любое вражеское подразделение, которое попадает в радиус обстрела.
Ракетная башня (Rocket Turret):
Тип: наземное орудие
Угол обстрела (вертикальный): от 0 до 20 гр.
Броня: тяжёлая
Дальность: 100м/1000м
Вооружение: 105 мм пушка/сдвоенная ракетная установка
Обыкновенная пушка и ракетная установка, обладающая большой дальностью и взрывной силой.
Строительный двор (Construction Yard):
Тип: промышленное строение
Вооружение: отсутствует
Броня: средняя
Строительный двор используется для строительства новых структур. Он включает в себя материалы необходимые для строительства структур на Дюне.
Казармы (Barracks):
Тип: промышленное строение
Вооружение: отсутствует
Броня: средняя
Казармы требуются для производства и тренировки лёгкой пехоты.
Казармы тяжёлой пехоты (WOR - Trooper Training Facility):
Тип: промышленное строение
Вооружение: отсутствует
Броня: лёгкая
Данные казармы используются для производства тяжёлой пехоты путем улучшения подготовки и вооружения.
Лёгкая фабрика (Light Factory):
Тип: промышленное строение
Вооружение: отсутствует
Броня: средняя
Вместимость: отсутствует
Фабрика производит маленькие, лекгобронированные боевые машины.
Тяжёлая фабрика (Heavy factory):
Тип: промышленное строение
Вооружение: отсутствует
Броня: средняя
Вместимость: отсутствует
Тяжёлая фабрика производит большие, гусеничные военные или соледобывающие машины - харвестеры.
Лётная фабрика (High tech factory):
Тип: промышленное строение
Вооружение: отсутствует
Броня: средняя
Вместимость: отсутствует
Лётная фабрика производит воздушные подразделения, такие как
носители.
Ремонтные мастерские (Repair facility):
Тип: индустриальное строение
Вооружение: отсутствует
Броня: средняя
Вместимость: отсутствует
Мастерские необходимы для починки повреждённых машин. Кредиты тратятся в зависимости от степени повреждения машин.
Научно-исследовательский центр (IX Research Center):
Тип: технологическое строение
Вооружение: отсутствует
Броня: средняя
НИЦ обеспечивает дополнительное техническое развитие строений и машин. Специальное оружие получается с помощью центра.
Космопорт (Starport):
Тип: специальное строение
Вооружение: отсутствует
Броня: тяжёлая
Вместимость: отсутствует
Космопорт позволяет развивать межгалактическую торговлю с
Гильдией Торговцев. Они представляют рынок машин и летательных аппаратов по умеренным ценам.
Дворец (Palace):
Тип: дворец
Вооружение: отсутствует
Броня: тяжёлая
Дворцом награждается лидер, который проявил смелость и доблесть при выполнение миссий. Также дворец может использоваться как командный центр. Дворцы снабжены своей уникальной возможностью.
Подразделения
Харвестер (Harvester):
Тип: соледобывающая машина
Броня: средняя
Вооружение: отсутствует
Экипаж: 5
Скорость: 32 км/ч
Харвестер отделяет пряную соль от песка. Ненужный песок затем выбрасывается через выхлопную систему. Харвестер автоматически возвращается на очистительную фабрику, когда наполнится солью целиком.
Мобильная строительная машина (MCV Mobile Construction Vehicle):
Тип: строительная машина
Броня: средняя
Вооружение: отсутствует
Экипаж: 15
Скорость: 36 км/ч
Данная машина используется для нахождения подходящих каменных площадок для новых сооружений. На подходящей площадке машина преобразуется в строительный двор.
Пехота (Infantry):
Тип: наземное военное подразделение
Броня: лёгкая
Вооружение: 9 мм RP ружья
Подразделения: от 1 до 3
Скорость: 5 км/ч (пешком)
Пехота состоит из легкобронированных пеших солдат, вооруженных 9 мм
RP ружьями, стреляющими бронебойными зарядами. Пехота ограниченна в дальности стрельбы и скорости передвижения.
Охотники (Troopers):
Тип: наземное военнное подразделение
Броня: лёгкая
Вооружение: 10 мм вращающиеся пушки / FS ракеты
Подразделения: от 1 до 3
Скорость: 12 км/ч (пешком)
Охотники вооружены 10 мм вращающимися пушками, стреляющими бронебойно-зажигательными снарядами и FS ракетами. Охотники носят тяжёлые, механизированные костюмы, который позволяют развивать быструю скорость.
Трайк (Trike):
Тип: лёгкая защитная машина
Броня: лёгкая
Вооружение: сдвоенные 20 мм пушки
Экипаж: 2
Скорость: 72 км/ч
Броневик, легко-бронированная, трёхколесная машина, стреляющая бронебойными зарядами. У данной машины ограниченная дальность стрельбы, но довольно хорошая подвижность.
Броневик (Quad):
Тип: лёгкая атакующая машина
Броня: лёгкая
Вооружение: сдвоенная 30 мм пушка
Экипаж: 2
Скорость: 59 км/ч
Броневик, легко-бронированная, четырёхколесная машина, стреляющая бронебойно-зажигательными снарядами. Медленный броневик мощнее трайка, как по броне, так и по мощности стрельбы.
Боевой танк (Combat Tank):
Тип: средний боевой танк
Броня: средняя
Вооружение: 155 мм пушка
Экипаж: 2
Скорость: 40 км/ч
Боевой танк средне-бронированный, гусеничный танк, стреляющий сильно-взрывающимися снарядами. Этот танк медленнее и менее маневренный, чем средний танк.
Ракетница (Missle Tank):
Тип: машина ближнего (!) боя
Броня: средняя
Вооружение: ракетница
Экипаж: 3
Скорость: 48 км/ч
Ракетница стреляет ракетами ближнего боя, похожими на ракеты, которыми стреляет ракетная башня. Ракетница стреляет далеко, хотя и не очень точно.
Ракетница может стрелять для прикрытия и передвигается быстрее, чем тяжёлый боевой танк.
Осадный танк (Siege Tank):
Тип: основной боевой танк
Броня: тяжёлая
Вооружение: двойная 155 мм пушка
Экипаж: 3
Скорость: 32 км /ч
Осадный танк - это гусеничная машина с сдвоенными пушками. Он стреляет бронебойно-зажигательными снарядами, которые почти в два раза мощнее, чем у боевого танка. У осадного танка двойная броня и он медленнее, чем большинство танков.
Носитель (Carryall):
Тип: воздушный транспорт
Броня: лёгкая
Вооружение: отсутствует
Экипаж: 4
Скорость: 160 км/ч
Носитель может поднимать и переносить оборудование и машины. В основном носители используются для перевозки харвестеров.
Орнитоптер (Ornithopter):
Тип: атакующий самолёт ближнего боя
Броня: лёгкая
Вооружение: ракеты ближнего боя
Экипаж: лёгкий
Скорость: 340 км/ч
Вооружённый самолет заряженный ракетами ближнего боя. Орнитоптер использует необычную M-Flex технологию - крылья у него взмахивают, как у птицы. Наиболее скоростной и подвижный из всех самолётов на Дюне.
Песчаный червь (Sand Worm):
Тип: создание Дюны
Броня: тяжёлая
Вооружение: аппетит
Скорость: 56 км/ч
Создание Дюны. Привлекаемые вибрацией, создаваемой на поле битвы, червяки часто пожирают военную технику и солдат. Червяков почти невозможно уничтожить, они очень прожорливы и они будут продолжать пожирать технику.
Фримены (Fremen):
Тип: наземное военное подразделение
Броня: лёгкая
Вооружение: 10 мм ружья/ракеты
Подразделения: неизвестно
Скорость: 17 км/ч
Фримены - это уроженцы Дюны. Превосходные бойцы, прекрасно знающие свою планету, они представляют собой великолепных бойцов. Заключили мирный договор с Атрейдесами.
Звуковой танк (Sonic Tank):
Тип: наступательный боевой танк
Броня: средняя
Вооружение: звуковой усилитель
Экипаж: 2
Скорость: 44 км/ч
Дом: Атрейдесы
Разработанный Атрейдесами, этот танк использует технологию звуковых волн для выстрела мощной волной звуковой энергии в мишень. Высокая частота разрушает молекулярную структуру поражённой мишени.
Девиатор (Deviator):
Тип: машина ближнего боя
Броня: средняя
Вооружение: ракетница
Экипаж: 3
Скорость: 48 км/ч
Дом: Ордосы
Девитор - это обыкновенная ракетница, стреляющая необычными боеголовками.
Боеголовка содержит отравляющие вещества, которые не вредят машинам и строениям, но они временно переходят на Вашу сторону.
Налётчики (Raider):
Тип: скоростная атакующая машина
Броня: лёгкая
Вооружение: сдвоенная 20 мм пушка
Экипаж: 2
Скорость: 90 км/ч
Дом: Ордосы
Налётчик похож на обыкновенный трайк, однако он быстрее и манёвреннее, хотя броня легче.
Cаботажник (Saboteur):
Тип: шпионажное подразделение
Броня: лёгкая
Вооружение: неизвестно
Экипаж: 1
Скорость: 95 км/ч
Дом: Ордосы
Саботажники - специальное военное подразделение Ордосов. Специально обученный шпионажу и терроризму, саботажник один может уничтожить целое строение или машину.
Рука смерти (Death Hand):
Тип: ракета поддержки боя
Управление: инерционное
Длина: 8.12 м
Дальность: 1120 км
Боеголовка: H355 HS кассетная бомба
Дом: Харконнены
Рука смерти - специальное оружие Харконненов расположенное во всех дворцах.
Этой баллистической ракетой довольно тяжело точно прицеливаться и управлять, тем не менее боеголовка причиняет значительные повреждения широкой территории.
Разрушитель (Devastator):
Тип: наступательный боевой танк
Броня: тяжёлая
Вооружение: сдвоенная 190 мм пушка
Экипаж: 3
Скорость: 20 км/ч
Дом: Харконнены
Разработанный Харконненами, этот танк стреляет двойным плазменным зарядом. Это самый мощный танк на Дюне, хотя и самый медленный. Работает на атомной энергии.
Cардаукары (Sardaukar):
Тип: наземное военное подразделение
Броня: лёгкая
Вооружение: разнообразное
Скорость: 15 км/ч
Подразделений: 3
Дом: Императора
Сардаукары - это элитные части Императора. У них есть лучшее оружие, такое как вращающиеся пушки и передвижные ракетные установки.